Балет на музыку Валерия Гаврилина «Анюта» первоначально задумывался исключительно как телеспектакль. Музыку балета постановщики составили из разрозненных фрагментов крупных сочинений В. Гаврилина и его отдельных пьес. Вальс, впоследствии названный создателями телебалета «чеховским», звучал ранее в спектакле «Театральная история». Тема чиновников возникла из фрагмента «Государственная машина» музыкального действа «Скоморохи». Знаменитая тарантелла — не что иное, как оркестрованная французская песенка из альбома фортепианных пьес... В истории балета это был, наверное, один из редких случаев, когда музыка, не предназначавшаяся для сцены, стала теперь неотделима от спектакля, его хореографии.
Образ Анюты — неоднозначный образ молодой женщины, полной живой женской прелести, сочетающей в себе трогательную искренность и лукавство, простодушие и беспечность. Анюта тянется к празднику, ей хочется веселья, — и она принимает кажущееся за подлинное, мишуру — за настоящее счастье. Лишь в минуту внезапного прозрения она осознаёт безысходность своего положения и снова стремится забыться в упоительном танце.